Нотгельды Мюнстера (Münster) / 2 марки

Мюнстер (Münster) - город в Германии, основанный в 793 г., находится на земле Северный Рейн-Вестфалия. В 1921 г. выпустили 5 штук нотгельдов номиналом в 2 марки, которые были посвящены анабаптисткому движению в этом городе. Анабаптизм - радикальное религиозное движение возникшее во времена эпохи Реформации (XVI столетие) в основном в Германии, Швейцарии, Нидерландах. Сами анабаптисты предпочитали называть себя «крещенцами», то есть «крещенными» (нем. Täufer), подчёркивая крещение как сознательный выбор - основным признаком движения стал призыв к повторному крещению в сознательном возрасте. Представители радикальной части анабаптистов  приняли участие в Крестьянской войне в 1524—1525, образовали Мюнстерскую коммуну 1534—1535, и в конце концов были уничтожены.

В 1533 году, после окончания Крестьянской войны (1524—1526), множество анабаптистов, изгнанных из Голландии, бежали в Мюнстер, главный город Вестфалии. В это время среди них появилась новая яркая фигура. Это был голландец, пекарь из Гарлема, Ян Маттис (1500 - 1534). В его проповеди хилиазм трансформируется в революционное учение о насильственном ниспровержении существующих порядков и наступлении после этого тысячелетнего царства Христова, царства всеобщего равенства и свободы. Ян Матис повсюду рассылал своих «апостолов», распространявших его учение и образовывавших всё новые анабаптистские общины. Они рассказывали о чудесах нового пророка и предрекали уничтожение тиранов и безбожников по всей земле. Благодаря этому, в Мюнстере за 8 дней крестилось 14000 человек. Протестанты ополчились и против местного епископа Франца Вальдекского, принудив его покинуть город. Ошалевший от такой наглости епископ, собрав войска, тут же начал осаду Мюнстера, но долгое время не мог полностью перекрыть ведущие к городу дороги. По мере успеха анабаптистов в Мюнстере туда стекались их сторонники из других стран, в особенности из Голландии.

Почему именно Мюнстер? Дело в том, что в этом городе сошлись  экономические, социальные и конфессиональные предпосылки. Городом правили Совет и епископ, окруженный внушительным двором. Мюнстер входил в  знаменитую Ганзейскую лигу купеческих городов, а это означало, что гильдии принимали прямое участие в управлении городом. В общем, к 1524 году протестантское движение в Мюнстере приобрело видимые и аппетитные формы. Уже через год крестьянское восстание разбудило до этого равнодушные народные массы, которые потребовали улучшения экономических, социальных и даже религиозных условий жизни. Особенно критика была направлена на некоторые монастыри, представлявшие большую конкуренцию… прядильным мануфактурам. В 1531 году пружину религиозного напряжения в городе подкрутил бывший местный священник Бернхард Ротманн (1495 – 1535), побывавший в Страсбурге, где нашел взаимопонимание с местными отцами протестантизма. Власти безуспешно пытались потушить загоравшийся огонь реформы: Ротманна «прикрыли» но уже через год все храмы города, за исключением кафедрального собора, были заняты протестантами. Постепенно поток реформаторского движения в Мюнстере разделился на два основных рукава — на консерваторов-лютеран и демократов-сакраментариев, которые и приняли анабаптисткие идеи с открытыми объятиями.

Во главе прибывших из Голландии анабаптистов стал житель Мюнстера - Бернхард Книппердоллинг (1495 — 22 января 1536). Был купцом, но за участие в восстании 1527 года был брошен в тюрьму, откуда освободился, заплатив большую сумму. В 1532 году присоединился к анабаптистскому движению Ротманна и после победы радикалов в 1533 году стал бургомистром. В качестве одного из апостолов Яна Маттиса в Мюнстер прибыл Ян Бокельсон (Jan Bockelson) (1509 – 23.01.1536) из Лейдена, который под псевдонимом Иоганна Лейденского сыграл центральную роль в последующих событиях. Начав как портняжный подмастерье, он женился на богатой вдове, но вскоре обанкротился и потерял ее состояние. Бокельсон путешествовал, был довольно начитан, знал Священное Писание и сочинения Мюнцера. В Мюнстере он сошелся с Книппердоллингом, вскоре женился на его дочери и этим подчинил мюнстерскую общину анабаптистов влиянию Маттиса. К этому времени руководство движением анабаптистов в Мюнстере полностью перешло от уроженцев города в руки голландских пророков начавших строить общество всеобщего благоденствия. В Мюнстере происходили столкновения анабаптистов и лютеран, анабаптисты громили монастыри и церкви. Апостолы Маттиса проповедовали скорое наступление тысячелетнего царства, для крещеных вторым крещением и избранных — счастливую жизнь в общности имущества, без властей, законов и браков, а для тех, кто сопротивляется новому царству — унижения и гибель от руки избранных. Избранным было запрещено приветствовать и вообще как-либо общаться с неверными.

Notgeld А. Ian Bockelson, Snider, in Leyden gebuoren Is Wiërdaiperkunink in Mönsterwuorn. 1534-1536. Дословный перевод: "Ян Бокельсон, портной, родившийся в Лейдене, ставший королем анабаптистом в Мюнстере в 1534-1536г".

 De Priädiger Rottmann verdeffendeert zu 8. August, 1533 Wat uower de Wiërdaup is lehrt. Дословный перевод: "Проповедник Роттман защищает то, чему учит анабаптизм"

8 февраля 1533 года в Мюнстере произошло восстание. Буйные толпы второкрещенцев бегали по улицам, кричали: «Кайтесь, Бог покарает вас! Отче, Отче, истреби безбожников». Вооруженные толпы анабаптистов вышли на улицу, перегородили улицы цепями и заняли часть города. Люди видели в небе Апокалиптического Всадника на белом коне, с мечом в руке и золотым венцом на голове. «Светом неземным озарились от этого видения лица христиан», — восклицает очевидец. Дети пророчествовали на рыночной площади, и весь народ слушал их с благоговением. Лютеране тоже взялись за оружие, заняли другую часть города и потеснив анабаптистов навели на них пушки. Победа была в руках лютеран, но бургомистр Тильбек, который сочувствовал анабаптистам, провел соглашение о религиозном мире-с этого момента нормальной жизни в городе пришел конец. 21 февраля были проведены новые выборы в Городской совет, на которых анабаптисты получили большинство голосов. 23 февраля главой города стал анабаптист Бернхард Книппердоллинг (1495–1536). Свою власть анабаптисты показали сразу же в страшном погроме, произведенном 24 февраля — через 3 дня после выборов. Были разрушены монастыри, церкви, разбиты статуи, сожжены иконы, мощи святых выбрасывались на улицу. Маттис заявил, что все взрослые жители города, которые не примут второе крещение, будут казнены как «безбожники». В течение следующей недели большинство католиков и даже некоторые лютеране покинули Мюнстер. Шел повальный грабеж имущества изгнанных. Оставшихся жителей заставляли повторно креститься, выгоняя голышом на едва освободившиеся ото льда реки (это было начало марта). Мюнстер стал убежищем всех преследуемых и отчаявшихся — «Новым Иерусалимом» радикального, боевого анабаптизма. 

Notgeld B. Den Berndt Knipperdollink, Händler mit dook, de Jan van Leyden, ton Scharprichter mook. Дословный перевод: "Бернхард Книппердоллинк, торговец тканями, которого Ян из Лейдена сделал палачом"

De Wiërdaipers, von Raoserie vull, Schreit: Wehe! Wehe! un „Busse!“ Äs dull. Дословный перевод: "Анабаптисты, полные безумия, выкрикивают «Вы будете сожалеть» и «Покайтесь» как сумасшедшие"

Не смирившийся епископ Мюнстера Франц Вальдекский начал осаду мятежного города. К тому времени осажденные стали фанатично верить в то, что «дети Иакова», сыновья света, должны активно помогать Богу наказывать и уничтожать «детей Исава», сыновей тьмы, (речь идет о двух братьях — сыновьях Исаака и Ревекки, не поделивших право первородства), помогая тем самым приблизить установление царства Божия. Ведомый этим убеждением, 4 апреля 1534 года Ян Матис почему-то решил, что пора выйти за стены города с несколькими последователями и рассеять осаждающее войско, как в ветхозаветные дни. По легендам, за несколько дней до этого Матису было видение, что в этот день произойдет конец света. Собственно, для него самого так и произошло — в бессмысленном и беспощадном бою, он пал смертью храбрых в стычке с архиепископскими ландскнехтами. Голову Маттиса посадили на пику, а интимные части тела прибили к воротам. После его нелепой смерти Иоганн Лейденский был провозглашен «Царем Христом» или «Иоганном Праведным, Царем Нового Сиона, сошедшим с небес на землю». Он правил городом на основании Ветхого Завета и собственных видений и откровений.

Notgeld C. Berntken Krechting, To Gildehus, was bi de Wiërdaipers en Hauptmattedor. Дословный перевод: "Бернткен Крехтинг, пастор Гильдии, был первым советником анабаптиста"

Wat giegen de Viellwiwerie stonn op, Dat kreeg von de Wiërdaipers wat op'n Kopp. Дословный перевод: "Кто бы ни выступил против многоженства, получил выстрел в голову от анабаптистов"

Окопавшиеся в Мюнстере анабаптисты стали всерьез готовиться к завоеванию мира, а их «священный» самодержец раздавал приближенным земли на Востоке и Западе. По примеру восточных монархов Иоганн Лейденский завел себе гарем из семнадцати жен, имея при этом, как и положено по древней традиции одну старшую жену – красавицу Диверу (бывшую когда-то женой Маттиса и перешедшую «по наследству» Иоганну). Он велел воздвигнуть себе среди Соборной площади трон и устроил там судилище. Трижды в неделю он судил народ, сидя на высоком престоле в золотой короне, усыпанной драгоценными камнями. В руках он держал, подобно настоящему правителю, державу и скипетр. И на ступенях престола, у ног Царя сидел Книппердоллинг, «Палач Христов», с обнаженным мечом в руке. Любой недовольный Христовым царством в лице Иоанна уничтожался. Когда «Царь Христос» ехал по городу на своем коне, все, кто с ним встречался, падали ниц и поклонялись ему как божеству. В апреле он распустил городской магистрат и возглавил совет «12 старейшин» города, в руках которого и находилась власть в Мюнстере. Позднее Иоганн был провозглашен «царем Нового Сиона» и сосредоточил в своих руках неограниченную власть в осажденном «Анабаптистском королевстве». Мюнстер был объявлен единой общиной (коммуной) «истинных христиан», избранным Богом городом, который должен был стать оплотом грядущего всемирного «тысячелетнего царства Христова». Под этим термином подразумевалось наступление идеального мистического царства социального равенства. Жители Мюнстера отныне стали называть себя «израильтянами». С приходом к власти Иоганна террор в городе усилился. Были казнены многие критики нового режима, причем всего лишь за то, что «противились новым откровениям». Казнь полагалась за богохульство, неповиновение, непочтение к родителям, прелюбодеяние, сплетни и жалобы. Чрезвычайно строго наказывались нарушения общественного порядка, пьянство, аморальные поступки, трусость в бою. Этот перечень был основан на Ветхом Завете. Имущество церквей, монастырей, бежавших и изгнанных горожан, драгоценные металлы были конфискованы в пользу общины, деньги упразднены, торговля и обмен с целью наживы сначала ограничены, а затем и вовсе запрещены, все жители обязаны были трудиться и участвовать в обороне города, продовольствие и все предметы потребления и обихода подлежали обобществлению и распределению по строго установленным нормам.  

Notgeld D. Изображение герба, который Иоанн Лейденский выбрал для себя в качестве царя, с его девизом: "Один Бог, одна вера, одно крещение!". Оригинальная надпись: "Ein Konink op recht over all Ein Godt ein Gelove, Ein Doepe"

Dat m'ut'n Snider all's maken kann. Dat Süht m'den IAN däs Künink an. Дословный перевод: "Портной может сделать все это. Нужно только спросить разрешение у Яна короля"

С начала 1535 г. положение Мюнстера стало ухудшаться. В городе начался голод. В июне 1535 г. вследствие острой нехватки пищи Ян Лейденский выслал из Мюнстера женщин, стариков и детей — обеспечивать коммуну продовольствием, но к сожалению, большинство из них тут же погибло от рук осаждавшей город армии. 25 июня 1535 года войска епископа проникли в город, воспользовавшись предательством изнутри: некто Генрих Гресбек (Heinrich Gresbeck) провел через ворота штурмовую группу. Мюнстер был взят. Уничтожение анабаптистов продолжалось два дня. Интересен тот факт, что очень немалая казна "царя Нового Сиона" в которой было аккумулировано считай всё более-менее ценное из того, что было в городе бесследно исчезла. Иоанна нашли в подвале, выволокли наружу и отправили в полугодовое путешествие по замкам Германии — показывали, как зверя. Почти все мужское население Мюнстера было казнено, уцелели немногие, среди них и предатель. По иронии судьбы, именно воспоминания этого Гресбека являются единственными сохранившимися записками очевидца об этой странице истории города. 

22 января 1536 года в Мюнстере Иоанн Лейденский, Бернхард Крехтинг и еще один Бернхард — Книппердоллинг подверглись последней пытке и были казнены. Только на их голгофе возвышались не кресты, а столбы, к которым их приковали железными шиповаными ошейниками. Архиепископ Кельна распорядился перед казнью держать преступников впроголодь в течение трёх-шести месяцев. В течение этого периода под пытками они должны были сознаться в практиковании черных искусств и в том, сотрудничают ли они  с дьяволом. В течение четырех часов их тела рвали раскаленными щипцами, а затем пронзили сердца и гортань прокололи кинжалом. Искалеченные тела казненных были подвешены в клетках за волосы, над церковью святого Ламберта на высоте около 60 метров и оставлены гнить. Тело Иоанна Лейденского находилось к в клетке, которая висела выше всех. Вскоре птицы оставили от тел только кости, и хриплые крики ворон были единственным похоронным гимном еретикам. Тела трех лидеров анабаптистов оставались в своих клетках в течение 50 лет, прежде чем их убрали.

Notgeld E. Изображены клетки, в которых трупы Иоанна Лейденского и других главарей были повешены в церкви Святого Ламберта. Оригинальная надпись: "Ian, Knipperdollink un Krechting sind fangen, Daudmakt un an Lambertita on hangen". Дословный перевод: "Ян, Книппердоллинк и Крехтинг были пойманы, замучены до смерти и повешены с башни Святого Ламберта"

На обороте изображены пытки и убийства анабаптистов, а текст гласит: "Alls, wat mat Jan van Leyden pakteert, Dat Häbbt se fangen un massakreert". Дословный перевод: "Все, кто был согласен с Иоанном Лейденским, они поймали и убили".

Когда британские бомбы попали в церковь 18 ноября 1944 года, самая высокая клетка упала на улицу, вторая упала к церковному органу, а третья осталась висеть над часами буквально на волоске. В 1948 году церковь восстановила башню, рабочие отремонтировали и заменили их на клетки с более прочной конструкцией. В 1987 году в качестве символа примирения церковь установила по маленькой желтой лампочке в каждой клетке, чтобы они каждую ночь от заката до рассвета мерцали «в память о душах усопших».