Листовки Третьего рейха для СССР — предназначенные нацистской Германией для Советского Союза агитационные материалы в виде листовок. Разного содержания пропагандистские листовки распространялись, часто с использованием сил люфтваффе, как на территории СССР, так и на территории большинства стран — участниц антигитлеровской коалиции. В первые годы войны пропагандистское распространение листовок производилось вермахтом с целью стимулирования бойцов Красной армии к «спасительному» получению статуса советского военнопленного или дезертирству, позже предлагалось пополнить ряды коллаборационистских отрядов, например РОА. Результат агитации в первую очередь зависел от тяжести военной ситуации. Ряд исследователей отмечают эту форму пропаганды как самую эффективную. По данным исследований, немецкие пропагандисты с 1939 г. по 1945 г. изготовили и распространили на фронтах около 5 млрд экземпляров листовок.
«Искусство» нацистской пропаганды строилось на принципах, изложенных Гитлером: «Всякая пропаганда должна быть доступной для массы; её уровень должен исходить из меры понимания, свойственный самым отсталым индивидуумам из числа тех, на кого она хочет воздействовать... А раз дело идёт о пропаганде во время войны, ...то ясно, что пропаганда должна быть максимально проста». Таким образом, отличительной чертой нацистской пропаганды было её особое стремление к примитивизации в расчёте на малообразованные и политически неопытные массы. Самым простым и эффективным средством морально-психологического разложения советских войск в условиях войны стали немецкие пропагандистские листовки.
Эти идеи были очень прагматичными. Пропаганда не должна была быть антисоциалистической. Ни в коем случае, не допускалось обещать возврата к дореволюционным порядкам. Она должна была воздействовать на массы.«Психология толпы» Густава Лебона — одна из любимых книг Гитлера — рисовала толпу как единое существо. Эмоциональное, глупое, воспринимающее картинки, а не текст. Пропаганда должна была повторяться. Ложь, повторенная многократно, воспринимается как правда. Она должна быть простой. Никаких сложных построений: четыре ноги хорошо, две ноги плохо. Штыки в землю! И будет тебе счастье. Ничего более замысловатого не надо. Собственно, в этом духе они и действовали.
Листовки изготавливали в огромном количестве и ассортименте. Печатались они, как правило, на простой газетной бумаге, в чёрно-белом исполнении, с текстом на одной стороне и рисунком (или фотографией) на другой. Изредка встречались листовки с дополнительным оттиском красного цвета, подчёркивающим важность того или иного элемента листовки, будь то рисунок или политический лозунг. О масштабах тиражей можно судить по одной только записи Геббельса, сделанной им в своём дневнике в июне 1941 года: «Около 50 млн листовок для Красной армии уже отпечатано, разослано и будет разбросано нашей авиацией...». Первоначально листовки изготавливались в Германии, однако по мере продвижения германских войск вглубь советской территории, их производство было налажено непосредственно в войсках, а также на трофейных советских типографиях. Судя по лексике, используемым художественным приёмам, тексты писались людьми, для которых русский язык был родным. У каждой листовки был порядковый номер, напечатанный в нижнем правом углу, на обороте.
Деятельность сталинского руководства в 1920-1930-х годах давала нацистам богатую пищу для критики советских порядков. Раскулачивание, массовые репрессии и голод, насильственная коллективизация, гонения на Церковь, стахановщина и соцсоревнования — все эти темы обыгрывались немецкой пропагандой, адресованной бойцам и командирам Красной армии. Зная, что основную массу красноармейцев составляли выходцы из крестьян — самого обездоленного и обиженного советской властью сословия, немецкие пропагандисты сделали одним из главных пунктов своей программы обещание ликвидировать колхозы и вернуть крестьянам единоличные хозяйства. Пропагандисты Третьего рейха, твердили о том, что германский солдат несёт в Россию землю и волю. Надо признать, пропагандистский натиск приносил свои результаты: нередко в советских деревнях немцев встречали хлебом-солью, как освободителей от колхозов, налогов и репрессий. Однако суть «нового аграрного порядка» крестьяне оккупированных территорий поняли довольно быстро: колхозы так и не были ликвидированы, немецкие власти их просто переименовали в общинные хозяйства. Крестьяне не получили индивидуальных земельных наделов и обязаны были обрабатывать общинные земли под строгим надзором управляющего, назначаемого оккупационными властями. Уклонистов от общих работ ожидало суровое наказание военного суда. Весь урожай поступал в распоряжение немецких властей, а крестьяне за свою работу получали плату. Размеры и формы оплаты устанавливались по усмотрению местных начальников. В общем, ничего нового по сравнению с большевистской властью немецкий «новый порядок» крестьянам не дал: те же принудительные общественные работы, изъятие излишков, репрессии, голод и нищета. Вековая мечта земледельца о владении личным куском земли так и не осуществилась.
На третьем году войны тональность нацистских пропагандистских листовок существенно изменилась. В них постепенно исчезли, особенно после Сталинградской битвы, тезисы о непобедимости германской армии, о бесперспективности и бессмысленности сопротивления ее боевой мощи. Теперь все чаще, агитируя красноармейцев сложить оружие, военные пропагандисты рейха играли на самых уязвимых человеческих чувствах, апеллируя к инстинкту самосохранения солдат. Тяготы армейского быта, холод, недоедание, жестокость командиров, страх быть убитым, усталость и недосыпание — это становилось темами пропагандистских мероприятий по разложению советских войск. Зачем страдать? Все ужасы фронта можно прекратить в один момент: “Достаточно поднять обе руки и крикнуть: “Сталин капут!” или “Штыки в землю!”. И тебе гарантировано “хорошее обращение, питание и возможность устроиться на работу по специальности”. Призывая красноармейцев сдаваться в плен, немецкие пропагандисты обещали солдатам то, в чем они больше всего нуждались: тепло, горячую пищу и главное — сохранить жизнь.
Листовки, адресованные красноармейцам, с лицевой стороны имеют пропагандистский текст, фотографию, карикатуру, призванные убедить переходить на немецкую сторону. Обещаются хорошее обращение, питание, медицинская помощь, работа, и самое главное – жизнь. Политруки все лгут, война проиграна, так зачем же бессмысленно погибать? – примерно таков смысл. На обороте листовок для красноармейцев, как правило, напечатан пропуск, чтобы еще сильнее мотивировать сдаваться в плен. Подобными листовками пропагандисты рейха всеми силами старались внушить красноармейцам, что пребывание в немецком плену не связано ни с какими рисками. Напротив, добровольно сдавшихся ожидает сытная жизнь, мирная работа и отдых, а особо отличившихся в труде — награда от германского командования.
Весной 1943 г. в интересах психологического обеспечения операции "Цитадель" (грандиозное наступление в районе Курска) штаб вермахта спланировал первую крупномасштабную психологическую операцию на восточном фронте, получившую кодовое название "Серебряная полоса". Главная ее задача состояла в том, чтобы с началом немецкого наступления заставить как можно больше советских солдат не оказывать сопротивление и сдаваться в плен. Особая ставка делалась при этом на начавшееся формирование Российской освободительной армии (РОА) генерала А.А.Власова (1901–1946). Поэтому основной лозунг операции звучал так: "Русские перебегают к русским". Часть листовок подписывали представители штаба Власова. Власовцы участвовали также в осуществлении звукового вещания. Вторая задача операции "Серебряная полоса" заключалась в том, чтобы запугать советских солдат угрозой применения новейшей, еще неизвестной им бронетехники (танков "Тигр", самоходных пушек "Фердинанд"), другого вооружения и тем самым тоже побудить сдаваться в плен, либо дезертировать.
Летом-осенью 1941 года почти все пленные имели при себе листовки-пропуска. Однако не факт, что отсутствие листовок уменьшило бы количество сдающихся. По мере того как красноармейцы понимали реальное отношение немцев к населению «восточных территорий» и узнавали об участи военнопленных, эффективность пропаганды быстро и необратимо падала. Во время Сталинградской битвы, по воспоминаниям участников, валявшиеся повсюду немецкие прокламации уже не вызывали ни малейшего интереса. Но, несмотря на то, что уже после сражений под Сталинградом и на Курской дуге стало ясно, что Германия проиграла войну, Третий рейх не прекращал пропагандистскую деятельность до последнего дня войны.
Материал не служит пропагандой идей нацизма, а носит исключительно исторический характер!